вторник, 7 мая 2013 г.

Я под парусом на Ducky 17.

В субботу 20 апреля один мой хороший знакомый - Володя пригласил меня на озеро походить меня под парусом на его катамаране Ducky-17. Как-то зимой мы «пересеклись» с ним в одном из городских супермаркетов, где я узнал от него, что он недавно сделал себе парусный катамаран Ducky-17 и в прошлом году регулярно выезжал с ним на озёра, на водохранилища, на Азовское море с такими же любителями и профессионалами парусного спорта из Луганской области. Я попросил его взять меня с собой в поездку. Я давно уже мечтал походить под парусом, даже сделать свою лодку, ведь служил я в конце 80-х годов в морчастях погранвойск КГБ СССР. Охранял китайскую границу по реке Уссури на Дальнем востоке.

Честно говоря, после нашего разговора я думал, что всё так и останется разговором двух хороших знакомых, но нет, в прошлый четверг мне позвонил Володя и пригласил меня съездить с ним на озеро в районе Лутугино Луганской области.
Затраты от меня требовались минимальные, только свой взнос на бензин для поездки на машине, поэтому я с радостью принял приглашение Володи.

Сборы были недолгими. Володя сказал взять для катамарана такую одежду: шорты, плавки, футболку, обувь на ноги, ветровку, бейсболку. Конечно, шорты и плавки у меня были, вместо футболки я гордо достал из шкафа, хранящуюся со времен службы в морчастях тельняшку, на ноги – полукеды, вместо ветровки – спортивную куртку. Володя сказал, что сверху куртки мы оденем спасательные жилеты. Погоду обещали на субботу, 20 апреля, ветреную, но не слишком холодную.

Ранним утром Володя заехал за мной на машине и мы поехали на озеро. Я ожидал, что машина будет с прицепом, а с удивлением в конце салона Fiata упакованные в чехлы детали катамарана.

Через полтора часа мы благополучно прибыли на озеро. Там нас уже встречали такие же последователи и любители парусного спорта. Стояло две палатки, горел костер, варился кулеш. Оказывается, ребята приехали ещё вчера и ночевали у озера.
У палатки они собирали уже свой парусный катамаран.



Володя познакомил меня с организатором сборов Рагулиным Анатолием. Он сообщил нам, что сегодня планируется спустить на воду большой катамаран Евгения, который он готовит к походу на Средиземное море. И походить рядом с ним на наших катамаранах, чтобы увидеть его ходовые качества. Возможно, провести соревнование, гонку.

Я был, конечно, удивлен. Оказывается, мои земляки на катамаранах по морям ходят! Володя, видя моё удивление, рассказал мне, что члены Луганского клуба совсем недавно были в Ледовитом океане, об этом даже был сюжет на ТВ. А Анатолий Рагулин является одним из основателей этого вида парусного спорта, на катамаранах. Именно в Луганской области в начале 70-х начали делать первые парусные катамараны в СССР. Анатолий и его друзья были большими энтузиастами и кустовым способом сделали первые парусные катамараны.

Я сфотографировал Анатолия Рагулина с его дочерью, внуком, племянником для себя и для истории. Анатолий Рагулин слева на фото.


Первым делом мы с Володей начали собирать его катамаран. Сначала надуваются Поплавки – основа катамарана. Они двухсекционные, изготовлены из лодочной PVC- ткани Valmex.


Затем собирается жесткая основа из алюминиевых труб между поплавками. Володя свой катамаран покупал и собирал по частям. Что-то в магазинах, баллоны, мачту, гик, такелаж, а какие-то детали заказывал разным мастерам в частных мастерских. Паруса шили в Киеве. На таком катамаране два паруса: большой грот и небольшой стаксель впереди. Но бывает и три паруса.

После того, как мы собрали основу и натянули на ней прочную сетку, устанавливается мачта и крепятся к ней паруса, устанавливаются рули, внизу крепится Шверт, который катамарану заменяет киль судна. Володя рассказал, что после того, как катамаран он полностью собрал, приобрел все части, то он получил на него документы. Номера судна можно увидеть на его парусах, а на мачте он сделал наклейку герба Лисичанска. Грот мачта


Стаксель


Наши сборы катамарана прервались общим мероприятием. Анатолий Рагулин позвал всех помочь Евгению поставить на его большой катамаран мачту, длинна которой была 9,2 м!

Его катамаран мы все вместе перенесли ближе к спуску на воду. А вот с поднятием мачты спецы задумались, мачта высокая, как, чем её поднять? Её нужно было установить на «паук» катамарана, специально сделанный для высокой и тяжелой мачты, для распределения нагрузки, веса мачты на большую площадь.


После совещания решили мачту подымать за Гик, используя его, как рычаг. А держать мачту на растянутых вантах (это такие троса, удерживающие мачту на балках), чтобы не упала.


Решили также мачту приподымать и ставить под неё упор - лестницу, который давал возможность делать подъем поэтапно.
Первая попытка подъёма закончилась неудачно, когда мачту стали подымать, то не удержали её на вантах, упала на бок. Хорошо, что никого не ударило, да и сама мачта сильно не повредилась.

Мы позвали ещё двоих на ванты в помощь и попробовали поднять мачту снова. Эта вторая попытка была удачной. За Гик мачту подняли, удержали на вантах, а затем закрепили эти ванты на катамаране. Хотя я, честно говоря, уже не верил, что без кран-балки мы сможем установить эту мачту.


Когда мы с Володей уже один раз сходили на своём катамаране и обедали, то Женя сумел всё-таки на этой мачте установить Грот, зарифить его, и выйти на воду, но соревнования к тому времени уже отменили из-за неготовности ещё Жениного катамарана.

Итак, после того, как мы помогли Евгению поставить мачту, мы с Володей вернулись к своему катамарану и закончили его сборку.


Решили попить чайку, переодеться и идти на воду. Ветерок уже был подходящий, где-то 5 м/с.
Володя проинструктировал меня, что я должен буду управлять Стакселем за его концы, а он будет управлять рулём и Гротом. По ветру и при поворотах нам нужно держаться одной стороны, иначе катамаран ветром может перевернуть.

Мы одели спасжилеты и спустили катамаран на воду. Я с берега запрыгнул на катамаран первый. Володя же одел специальные длинные резиновые сапоги (напоминающие служебный АЗК), чтобы зайти в воду и оттолкнуться от берега. Потом и он запрыгнул на катамаран. Мы подхватили в парус порыв ветра и пошли от берега. Володя показал как крепить Стаксель, Грот, Шверт и мы спокойно вышли на середину озера . Тут пошёл хороший порыв ветра, который опытный Володя быстро поймал в Грот, наполнился и мой Стаксель, и катамаран начал набирать скорость. Честно говоря, я не ожидал такой скорости! Конструкция лёгкая, а ветер хороший, и катамаран, что называется «полетел» по озеру. Да так, что брызги пошли по фарватеру и нас даже начало приподымать от ветра на одном попловке. Я сосредоточился на Стакселе, держа его за концы, а Володя быстро перенёс вес своего тела в сторону приподнимающегося попловка катамарана, чтобы нас не перевернуло. Скорость при этом возрастала уже прилично и Володя дал мне команду – травить Стаксель, чтобы сбросить ветер, что я и сделал. Катамаран пошёл медленней и мы перевели «дух».

Вот такое у меня получилось «боевое крещение» на первом ходу катамарана.

Затем мы потренировали с Володей повороты. При поворотах я должен был своевременно травить Стаксель и при этом переносить свой вес на другой борт катамарана, следить, чтобы моя голова прошла «без последствий» под разворачивающимся по ветру Гротом. А затем крепить свой Стаксель. В принципе это не сложно, нужна только ловкость.

От того, что мы пошли с большой скоростью, я наполовину был уже мокрый, а вода в апреле ещё холодная. Но солнце периодически выглядывало, а также мой интерес, нивелировало холодную воду.
Так мы походили часа полтора по озеру и пошли к берегу.


После приятного обеда на берегу озера – организатор, Анатоли Рагулин попросил нас покатать двоих пассажиров, женщину и её сына. Мы вновь вышли на воду. Они сели в передней части судна, а мы в задней. Теперь катамаран был более устойчив, не нужно было «бегать» с борта на борт при поворотах, и при сильном ветре. Мы спокойно походили по озеру сначала без Стакселя, на одном Гроте, посмотрели на плавающих и летающих уток. Потом поставили Стаксель по желанию пассажиров и походили на немного большей скорости.

Через час мы вновь причалили к берегу. Было уже начало пятого и мы решили на этом закончить на сегодня. Катамаран подтянули на берег, а сами решили ещё раз поесть. Прогулка на воде усиливает аппетит:)
Пока обедали Володя рассказал о том, что члены Луганского парусного клуба регулярно собираются летом, чтобы походить под парусом. Есть свой сайт, форум.

Пока мы ходили второй раз на воду, приехал к озеру руководитель Луганского клуба Евгений Ляшко, с которым меня также познакомили. Ребята рады новым знакомствам, приветствуют желание участвовать в мероприятиях их парусного клуба.


Анатолий Рагулин поделился новостью, что к нему недавно подходила чиновник Лутугинской райадминистрации, отвечающая за туризм, предлагала скоординировать действия с парусным клубом. Мы обсудили, что можно ей предложить сделать грамоты на соревнования за призовые места, и хорошо бы с помощью райадминистрации завести песок на берег, установить мусорные баки. Кстати, в этот день, молодые скауты луганчане собрали часть мусора у берега озера. Их в благодарность покормили горячим кулешом.

Вот так прошла моя первая поездка на сборы Луганского парусного клуба. Надеюсь, что эта поездка будет не последней:))